Информация про еду, новости кулинарии, История каши

История каши

ID: 1205

Автор: Datot

Ингредиенты:

Щи да каша - пища наша

Приготовление:

В русском быту есть поговорка - «Щи да каша - пища наша». Сейчас в эту поговорку вкладывают другой смысл, но это проблема тех, кто не знает историю своей страны. Щи да Каша - это традиционные блюда русского стола. Традиции русской кулинарии обусловлены именно этими двумя блюдами и не только спецификой их исторического приготовления (печь и горшки), но, это связано и с основным видом деятельности крестьян на Руси – хлебопашество, возделывание зерновых культур.
каша в печиКаша – самое распространенное русское блюдо. Самое слово каша в древнем его значении праславянское и означает кушанье, приготовленное из растертого зерна (краш - "тереть"). Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из муки, но впоследствии, с появлением новых зерновых культур, распространением гречихи, слово "каша" стало означать преимущественно гречневую кашу.
Как и у каждого народа, у которого преобладало земледелие в отличие от разведения скота и охоты, зерновые культуры и продукты его переработки были символами культа и почитания, предметами всевозможных бытовых и религиозных обрядов.
Знаменитый арабский путешественник Ибн-Фатлан в своих очерках во время путешествия по Руси в десятом веке писал, что у славян есть обычай при заключении мирного договора совместно с бывшими врагами готовить кашу и есть её вместе в знак примирения. Есть и такое выражение пришедшее с той поры и принимаемое и сейчас "с ним кашу не сваришь". Эта поговорка позже трансформировалась по отношению к бригадным работам и артельному движению.
Разнообразие видов русских каш базировалось, прежде всего, на многообразии сортов круп, производимых в России. Почти из каждого вида зерна делалось несколько видов круп — от целых до дробленных различным образом ядер. Наибольшей популярностью пользовались в народе каши из крупы гречихи. В полной мере можно полагать, что каша, приготовленная из зёрен гречихи, была знакома нашим предкам с девятого века. Каши варили как из крупной крупы — ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали, так и из более мелкой — велигорку или совсем мелкой ядрицы — смоленской (они не дробились, как современный «продел», а окатывались круглыми). Кроме того, из гречихи получали так называемую обвар-ную крупу, которую, завернув в ткань, быстро обваривали в кипятке, а затем высушивали и только после этого употребляли в каши. Из ячменя делали крупу трех видов — перловую крупную, голландку, из крупы помельче, ячневую, а из совсем-совсем мелкой, что-то вроде манной. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра I. Широко на Руси были распространены полбенная каша из полбы (ныне возделывается только в Закавказье, где называется «зандури»), пшенная (из проса), манная (из твердых сортов пшеницы), овсяная (из целого и дробленого овса) и зеленая (из молодой, недозрелой, вполовину налившейся ржи).
В XIV веке в употребление вошла рисовая каша из привозного, так называемого акулининского или суходольного риса, выращиваемого в Астраханской и Саратовской областях. Позднее, в XIX веке, в России появились и другие привозные сорта риса. Но привозные или искусственные виды круп - саго и розовая крупа из крахмала, не получили такое же широкое распространение, как традиционные сорта и новые искусственные сорта риса употреблялись довольно редко и не прижились в качестве кулинарных рецептов каш.
Сама Каша, как блюдо русской кухни, была общеславянским обрядовым блюдом, причем корни обряда арийские. Кашу приносили в жертву богам земледелия и скотоводства. Так, у индусов ведического времени был обычая кормить ячменной кашей бога скота Пушана, почему он и носит название "кашеед". Римляне, по словам Плиния, в день рождения ребенка приготовляли кашу. Древние германцы в праздник Перахты (Берхта, Гольда) так же приготовляли и ели специальную кашу.
На Руси издревле слово "каша" отожествлялось с понятием "свадебный пир". В далекие времена словосочетание "чинить кашу" значило устраивать свадебное застолье, а сами участники именовались "кашниками" и только хозяйка дома, где проходило торжество "кашницей". В XII—XIV вв. слово «каша» было равнозначно слову «пир». У Н. Ф. Сумцова ("Символика славянских обрядов") упоминается материал из «Воскресенской летописи», где слово "каша" употреблено в значении свадебного пира. Так, летопись сообщает, что в 1239 г. князь Александр Невский устроил большую кашу в Торопце, а затем другую в Новгороде.
каша в горшкеВ другом старинном описании свадьбы говорится, что "молодым в подклеть приносят кашу, и они кашу черпают и за себя мечут", что является свидетельством жертвоприношения каши земле. На царских свадьбах в XVI-XVII в.в. молодые ели кашу в бане. В Волынской губернии крестьяне накануне Рождества за ужином последнюю ложку кутьи бросают в потолок. Если к потолку прилипнет много кутьи, то в новом году дела с пчеловодством будут идти удачно.
Во время свадебного пира жених и невеста имели право изведать только одно блюдо, и ничего кроме него – только кашу. А все гости кашу ели с одного котла, и это конечно носило ритуальный характер.
Варили кашу (кутью, кoливo) на пoминках и кoрмили ею нищих, чтo бы задoбрить этoй жертвoй бoгoв, в царствo кoтoрых oтправлялся умерший, клали зернo в мoгилу, чтoбы не с пустыми руками пришёл в другoй мир дух умершегo. В стародавние времена славяне еще готовили обрядовую традиционную кашу из раздробленных зёрен пшеницы "грачиная каша" в огромном котле, который по сформировавшимся традициям, устанавливался на самой большой возвышенности. Каши приготовлялось на столько много, чтобы не случилось так чтоб её не хватило бы всем участникам обряда, да и должно было достаться и прилетевшим грачам как посланникам будущего хорошего урожая.
Некoтoрые разнoвиднoсти каши пoслужили oснoвoй для названий праздникoв. Например, в канун Рождества варили из дрoбленoгo зерна сoчивo и пекли лепёшки с кашей или твoрoгoм, пoлoженными на них сверху - сoчни. Отсюда и пoшлo название сoчельник, канун рoждества. каша на столе
Крoме пoвседневнoй и праздничнoй (свадьбы, крестины, пирушки) каши распрoстранена была oбрядoвая каша - кутья - каша заправленная мёдoм. Варили её из целых зёрен пшеницы, ячменя, пoлбы, а пoзднее и из риса. Кутью варили пoд Нoвый Гoд, рoждествo, на пoминках.
Позднее каша стала постоянно употребляться при всяких коллективных работах, особенно во время взаимной выручки при жатве, когда действовали сообща, артелью.  Поэтому артель нередко стали называть «кашей». «Мы с ним в одной каше», — означало в одной артели, одном отряде, одном коллективе. Особенно долго сохранялось это значение «каши» на Дону и в других местах, где селилась русская вольница.
В русской кухне каши издавна делились по консистенции на три основных вида — кашицы (или жиденькие кашки), размазни (или вязкие каши) и крутые, рассыпчатые. Больше всего любили в России рассыпчатые каши; в старину охотно ели также кашицы (особенно с рыбой), заменявшие суп, размазни же недолюбливали: считалось, что это ни то и ни се, словом, смотрели на них как на испорченные каши.
Каждый из перечисленных видов отличается количеством жидкости, в которой варится каша. Чем больше воды (молока, бульона), тем жиже каша. Кроме того, в более жидких кашах есть еще и слизь, которая при приготовлении крутых каш либо сливается, либо не успевает выва-риться из зерна. Наличие или отсутствие этой слизи придает кашам в целом различный вкус. Надо еще иметь в виду, что изменить соотношение между крупой и жидкостью уже после того, как каша начала вариться, нельзя. Иными словами, нельзя выпарить воду после соединения ее с крупой так, чтобы это не отразилось на консистенции (как это можно сделать с корнеплодами или бобовыми), нельзя превратить жидкую или вязкую кашу в крутую, рассыпчатую. Вот почему так важно правильно залить крупу водой для получения каши того или иного вида. При этом удобнее руководствоваться соотношениями объемов воды и круп (столько-то стаканов крупы на столько-то стаканов воды).
Один вид каши от другого отличается собственно лишь количеством жидкости, в которой она варится.
Чем больше воды (молока, бульона) добавлено в кашу, тем она жиже. Если в кашу заложено слишком много воды, то ее никак не удастся превратить из жидкой или вязкой в крутую, рассыпчатую. Поэтому очень важно правильно залить крупу водой. Для этого можно вначале легко припустить крупу в большом количестве подсоленного кипятка, затем слить лишнюю воду со слизью и доваривать кашу на молоке. Такой прием можно использовать для рисовой, пшенной и ячневой каш. Для гречневой каши важно точно отмерить доливаемую в крупу воду. В гречневую крупу надо заливать воды по объему ровно вдвое больше, чем взято крупы, и выпарить эту воду, не мешая кашу, за 15 минут.
В прошлом почти все каши готовили одинаково: крупу и воду помещали в глиняный горшок и распаривали в русской печи. Это требовало большого времени, порой 4—5 ч, хотя и давало неплохие результаты. С переходом к наплитному приготовлению продолжительность варки каш сократилась примерно до 1 — 1,5 ч, однако ненамного, если ее после этого распаривают в духовке или тепло укутывают. Между тем, изменив привычную технологию и соблюдая определенное соотношение воды и крупы, можно сократить время варки каш на газовой плите до 15—20 мин. Для этого надо, например, менять среду, в которой варится крупа, дважды: вначале легко отваривать крупу в большом количестве подсоленного кипятка, затем лишнюю воду со слизью сливать и доваривать кашу в молоке. Такой прием можно использовать для рисовой, пшенной и ячневой каш. А для гречневой каши важно точно отмерить воду: ровно вдвое по объему больше, чем крупы, и выпарить эту воду, не мешая кашу, за 15 мин. Для овсяной каши соотношение воды иное: на 2 стакана овсяной крупы 3 стакана воды. Эту воду быстро выпаривают, заливают кашу 0,5—1 стаканом мясного бульона и уваривают, обязательно помешивая.
В процессе варки кашу нужно все время помешивать (кроме гречневой и рисовой), следить, чтобы не подгорела, сливать излишнюю воду, доливать молоко и т. д. Надо обращать внимание и на состояние крупы: ее спелость, засоренность и т. п. Рассыпчатую гречневую кашу, например, можно сварить только из спелой гречихи без зеленоватого отлива, в противном случае каша получится вязкой, как бы ее ни варили.
каша из печиВкус каши будет во многом зависеть от того, чем ее сдобрили и приправили. Для этого надо хорошо знать и чувствовать, что подходит к данному виду крупы и каши, с чем она лучше сочетается. Конечно, прежде всего к кашам идет масло. Но масло не единственная и, главное, не первая добавка в кашу, а заключительная. Чаще же всего как добавки в каши употребляются молочные продукты - молоко, простокваша, пахта, сметана, творог и сливки. Они идут во все виды каш и часто составляют шестую, а то и четвертую часть их объема. Второе место по частоте применения в качестве добавок занимают мясо, рыба, горох, яйца и грибы. Мясо, рыба и горох обычно используются в кашицах (особенно рыба), яйца и грибы - в рассыпчатых кашах. Лук идет во многие виды каш.
К некоторым кашам подходят подмешиваемые в небольших количествах тыквенное пюре (к пшену) и мак (к ячневой каше). Для сладких каш, кроме сахара, используют варенье, мед, изюм, урюк, курагу, орехи, свежие фрукты, шоколад, подходящие к белым кашам (манной, рисовой, саго). Из пряностей в каши кладут черный и красный перец, петрушку, сельдерей, пастернак, чеснок, корицу, бадьян, цедру, мускатный орех, ваниль. В качестве масел подходят почти все животные и растительные масла. Свиное нутряное сало и бараний жир идут в основном в горячие кашицы.
Для рассыпчатых каш традиционно использовали сливочное и топленое масла, а из растительных - подсолнечное, конопляное, маковое, ореховое, в том числе и миндальное.
В печи и в духовке кашу лучше всего варить в глиняных горшках и чугунках, а на плите - использовать металлическую посуду, преимущественно алюминиевую с закругленным дном, типа котелков.
Жидкие кашицы можно варить в эмалированной посуде, но все время следить, чтобы не пригорели.
Подводя итог повествования, можно с уверенностью сказать, что КАША является одним из главных блюд в русской кухне. Даже на всех войнах солдатская кухня обязательно состояла из каш. Ведь что может быть проще, зерно залить кипятком, дать настояться и фактически каша готова. И пусть в таком виде каша не доставит истинного удовлетворения желудку, но то количество полезных и питательных веществ, которые есть в зерне, а, следовательно, и в каше, которые нельзя заменить ни одним другим продуктом.




Чтобы был в еде прогресс - подпишись на RSS Канал в twitter.com Главная Карта сайта Письмо